МИНИ-МУЗЕЙ "РУССКАЯ ГОРНИЦА"
Перед прошлым склони голову,перед будущим – засучи рукава”.
24 мая в 15.00. в детском саду прошли посиделки по-славянски. На посиделках побывали дети всех групп, а также родители. Почетный гость посиделок работник музея "Русская горница" Шумакова Валентина Афанасьевна. Посиделки прошли очень весело,шумно. Дети водили хороводы, проводились народные игры, потехи, девочки выступили с номером "Показ РУССКОГО КОСТЮМА". А расторопных девиц и молодцев-удальцов порадовала потеха домашняя утеха "мотай нитку в клубок". А закончились посиделки трапезой.(Гостеприимство было характерной чертой русского народа. Оценивалось оно прежде всего хлебосольством. Гостя полагалось напоить и накормить досыта. «Все , что в печи, на стол мечи», — учит русская пословица. )
14 февраля в нашем саду
прошли посиделки, которые провела Шумакова Валентина Афанасьевна. К нам на
посиделки пришла журналист газеты "Красная Шория" Сычева Анастасия.
Детки слушали сказку "Конек- Горбунок" в исполнении Валентины
Афанасьевны. Встреча проходила в мини-музее "Русская Горница". Наш
мини-музей преобразовался. Благодарю всех, кто принял участие в работе музея.
Отдельное спасибо Лаский
Наталье Борисовне, Дрига Людмиле Николаевне, Кетовой Ларисе Леонидовне,
Петиной Марине
Михайловне и нашим родителям, которые приносят
старинные вещи. Главное – успеть
приобрести эти бесценные предметы старины
, так как за «ненужностью» многие
предметы выбрасываются, уничтожаются, или приходят в негодность.
Просьба к нашим уважаемым родителям: ЕСЛИ У ВАШИХ
БАБУШЕК ЕСТЬ ТАКИЕ СТАРИННЫЕ ВЕЩИ, ПРИНОСИТЕ К НАМ В МУЗЕЙ.
Заведующая д.с. Трухина Лариса Владимировна.
***
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще неосознанны дошкольником глубоко, но, преломленные впечатления через детское восприятие, играют значимую роль в становлении культурной личности и личности гражданина. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Педагогический коллектив , работая над поиском эффективных технологий, пришел к пониманию о необходимости создания в ДОУ соответствующей развивающей среды. Решение к которому мы пришли -это восстановление мини-музея " Русская горница",который когда-то существовал в в данном ДОУ. "Русская горница” и мини-картинная галерея.
Планируется использовать данный музей для работы психолога Анферовой Натальи Николаевны по направлению сказкотерапии. Сказкотерапия — это способ корректирования детских проблем психологического характера. КельТатьяной Евгеньевной разработаны сценарии проведения праздников в русских обычаях. Дрига Людмила Николаевна обобщила опыт и проводит мастер классы среди педагогов и детей ДОУ по теме: " Развитие эстетического и творческого начала народного декаративно-прикладного искусства народных промыслов. Все педагоги ДОУ охотно вливаются в работу по восстановлению мини-музея.
Своими руками Надежда Митрофановна Пирогова выполнила ряд картин в горницу.
ЗОЛОТЫЕ РУКИ КЕТОВОЙ ЛАРИСЫ ЛЕОНИДОВНЫ НАШЛИ ПРИМЕНИЕ В ОБУСТРОЙСТВЕ МИНИ-МУЗЕЯ. ОНА ШЬЕТ РУССКИЕ НАРЯДЫ КУКЛАМ. ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗА РАБОТУ МИНИ-МУЗЕЯ НАЗНАЧЕНА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА ЛАСКИЙ.Наталья Борисовная подготвила ряд мероприятий в мини-музее. ПОД ЕЁ ЧУТКИМ РУКОВОДСТВОМ БУДУТ ПРОХОДИТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РАБОТ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ НА 2012-13 УЧ ГОД. Также многие педагоги делают своими руками предметы быта славян.
Знакомя детей с изделиями народных мастеров в мини-музее народно-прикладного искусства: резьбой по дереву, плетением из лозы и бересты, вышивкой, плетением кружев, лаптей, ткачеством и т.п. мы не только приобщаем детей к народной культуре, но и обогащаем внутренний мир ребенка, прививаем любовь к своему народу, воспитываем гордость за русский народ, поддерживаем интерес к его истории и культуре. Мини-музей прикладного искусства помогают детям увидеть красоту и неповторимость гжельских, хохломских, городецких, жестовских, дымковских и других мастеров народного творчества.
В планируемых результатах работы ожидается сформированность у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях, быте и особенностях ведения хозяйства русского народа; знание фольклорных форм (песен, закличек, скороговорок, докучных сказок, сказаний и преданий); наличие представлений о русских народных промыслах.ознакомление с предметным миром крестьянского быта;
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ МИНИ-МУЗЕЯ на 5 лет:
1Матрешка – игрушка на все времена. Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки, показать многообразие техники исполнения рисунка. Дать возможность детям почувствовать мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и замыслу.
2 Хохломские узоры. Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.
3 Нитки. Ткачество. Продолжать знакомить детей с особенностями труда людей в деревне. Расширять знания и словарь по теме: прялка, веретено, растягивать, скручивать, прясть.
4 Городецкая роспись. Рассказать о городе Городце и Городецкой росписи. Познакомить с пословицами и поговорками о мастерстве.
5 Одежда наших предков. Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.
6 Хлеб – всему голова: народные предания и пословицы. Воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям, его сотворившим. Познакомить с народными традициями, связанными с хлебом, и посвященными ему пословицами.
7 Дымковская игрушка. Познакомить детей с народными дымковскими игрушками, с легендами и обрядами, связанными с народным промыслом, воспитывать эстетическое отношение к предметам,
8 Женские головные уборы. Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.
9 Гжельские узоры. Познакомить с гжельскими узорами, учить выделять основные средства выразительности: яркость, нарядность, цвет, декоративность, разнообразие элементов росписи.
10 Сказания и поверья русского народа. Познакомить со сказаниями и поверьями русского народа, приобщать к духовному наследию, развивать воображение и творчество детей.
11. Леший. Дать детям представление о персонаже русского фольклора – лешем; познакомит со сказкой про лешего, учить анализировать ее текст, отвечать на вопросы.
12 Масленица. Продолжить знакомство с народными праздниками. Разучить с детьми песню-закличку.
13 Сердце матери лучше солнца греет. Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.
14 Русская народная кукла. Познакомить детей с многообразием русской народной куклы, ее изготовлением и значением в жизни людей.
15 Жестовские подносы. Познакомить с деревней Жестово и промыслом – изготовлением и характерной росписью подносов.
16 Фольклор – народная мудрость. Познакомить детей с русским фольклором. Познакомить с многообразием его форм.
17. Русская печь. Познакомить детей с главным предметом крестьянского жилища – печью. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи, об обрядах, сопровождающих жизнь человека от рождения до последних дней.
18 Какой бывает фольклор? Развивать у детей образное мышление через знакомство с народным творчеством. Продолжить показывать многообразие форм – познакомить с докучными сказками и словесными народными играми.
19 Комплексное занятие "Русская изба. Посиделки”. Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками; учить составлять узор на разных материалах (бумага, ткань), красиво располагать его элементы, сочетать цвета; показать бережное отношение наших предков к природе.
20 Богатыри земли русской. Познакомить детей с народными представлениями о волшебной силе богатырей.
21 Русский самовар и чаепитие на Руси. Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.
22 Щи да каша – пища наша. Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.
23. Филимоновская игрушка. Познакомить с народным промыслом, с характерными особенностями игрушек, отличающих их от всех остальных народных игрушек.
Рассказ о музее "Русская горница" мне хотелось бы закончить словами С.Михалкова: " Только тот,кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом". Заведующая МБДОУ № 2 Трухина Лариса Владимировна.