В нашем большом городе очень много музеев, однако, в процессе взаимодействия с семьями воспитанников – это беседы, анкетирование, тесты и т.д. – мы выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не были в музеях. Причины этого различны: родители много работают, и у них не остаётся времени на общение с детьми; родители не знают с какого возраста можно посещать с детьми музеи и, наверное, самая главная проблема современных родителей – нежелание развивать своих детей. Многие родители считают, что ребёнок дошкольного возраста все необходимые знания получит в детском саду. В связи с этим у педагогов возникла идея создания собственного музея.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать большие экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в нашем образовательном учреждении мы создали мини-музей.
Что такое мини-музей в детском саду?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Важно, что в создании нашего мини-музея принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми различные поделки, собирают коллекции.
Создавая в детском саду мини-музей «Тульский самовар» мы ставили перед собой следующие цели и задачи:
Цель мини-музея – совершенствование духовно-нравственного воспитания дошкольников через ознакомление с русским самобытным искусством - самоварным промыслом тульских мастеров.
Задачами мини-музея являются:
- знакомство дошкольников с музеем и его значением, с самыми основными музееведческими терминами;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим;
- формирование нравственных ориентиров у воспитанников, чувства гордости за Тульский край;
- повышение роли музеев в образовании и воспитании подрастающего поколения;
- ознакомление с историей тульского самовара, его устройством, с самоварным промыслом тульских народных умельцев и тульскими самоварами частных коллекций;
- расширение представлений дошкольников о разнообразии самоваров прежде и теперь;
- знакомство с русским народным творчеством (пословицы, поговорки о тульском самоваре);
- воспитание уважения к людям труда, восхищения их творчеством и гордости за тульских умельцев;
- воспитание патриотических чувств, любви к родному краю и желания познавать культуру Тульского края (через народные промыслы);
- развитие творческого мышления, воображения, фантазии;
- повышение профессионального уровня педагогов через обучающие семинары, взаимопосещения, обмен опытом, индивидуальное консультирование.
Основными функциями музея являются:
- осуществление музейными средствами образовательной деятельности и социализации воспитанников;
- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
- совершенствование процесса взаимодействия педагогов с родителями;
Часть материалов изготавливается педагогами, родителями и детьми в процессе исследовательской творческой работы.
В соответствии с планом работы музея в ДОУ проводятся занятия, экскурсии, развлечения, праздники, театральные постановки, вечера-досуги и др.
Для самых маленьких, впервые пришедших в музей, проводятся экскурсии – путешествия в историю Тульского самовара в форме сказок или рассказов. Для воспитанников старшего дошкольного возраста организуются интересные экскурсии под руководством педагогов.
Организуются экскурсии, как для наших воспитанников, так и для их родителей (законных представителей), проводятся родительские собрания.
Музей в детском саду - это развивающая среда, уникальное воспитательно – образовательное пространство, которое позволяет приобщить детей и родителей к истокам всех видов и жанров русской народной культуры, что является стратегией развития личностной культуры ребенка, основой его патриотических чувств и любви к Родине.