Мой сайт
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Январь » 10 » Ование
07:44
 

Ование

  • формирование модели поведения дошкольников

    ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ИГРЕ, УЧИТЫВАЯ ИХ ГЕНДЕРНУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ.

    Педагогический процесс в детском саду представляет собой непрерывное сочетание самых разнообразных форм воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Самой актуальной проблемой на современном этапе является проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, его полоролевой дифференциации.

    Первичная половая социализация, то есть обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, то есть уверенность в себе, определенность установок, благополучного отношения в семье.

    Целевые направления в организации воспитательно-образовательного процесса, определенные Федеральными Государственными Требованиями, предполагают сформировать у дошкольника понимание того, что он «девочка» или» мальчик», а когда вырастет будет «женщиной» или «мужчиной».

    Если основы модели поведения не будут заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

    Анализ литературы показывает, что гендерная социализация включает в себя три аспекта: когнитивный – ребенок рано относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Т.А.Репина, И.С.Кон); эмоциональный – полоролевые предпочтения, интересы, проявление эмоций Т.П.Хризман); поведенческий – усвоение типичной для пола модели поведения (И.С.Кон, Д.В.Колесов, Т.А.Репина).

    Согласно пункту 3.3.4 (ФГТ) – «Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначального представления социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

    - развитие игровой деятельности детей;
    - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
    - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности…».

    Цель исследования – на основе современной теории и методологии изучения проблем и особенностей процесса социализации, сформировать правильную модель поведения дошкольников в совместных играх, учитывая их гендерную принадлежность.

    СВОЕОБРАЗИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛОРОЛЕВОМ АСПЕКТЕ.

    В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
    Неоспорим тот факт, что содержание детских игр отражает реалии настоящего окружающего ребенка мира. Это наилучшим образом сказывается на развитии детей, так как отражение в играх современной и актуальной в определенный момент времени действительности, помогает им разобраться с ней, ее особенностями, понять современный социальный контекст и уклад жизни.

    В игре происходит:

    - развитие ребенка;
    - развиваются его действия в представлении;
    - происходит ориентация в отношениях между людьми;
    - ребенок приобретает навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.П. Усова и др.).

    По мнению современных исследователей детской игры Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой приемы должны быть направлены на развитие игровых умений дошкольников, таких как:

    - ролевое взаимодействие;
    - совместные игровые действия.

    В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Вместе с тем, в нашей практике содержание игровой деятельности недостаточно дифференцировано с учетом психофизических особенностей девочек и мальчиков.

    Основанием для дифференцированного подхода, как правило, является уровень развития детей, познавательные интересы, способности, особенности нервной системы (Т.И. Бабаева, Н.Г. Маркова и др.). Одним из компонентов индивидуально-дифференцированного подхода является создание условий для освоения дошкольником позиции субъекта игровой деятельности (субъект использует другого человека как объект).

    Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Особенно заметно различия девочек и мальчиков в игровой деятельности. При совместном воспитании детей очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организации совместных игр, в процессе которых дошкольники могли действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом могут быть построены театрализованные игры, игры-тренинги, игры-ситуации.

    Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между мальчиками и девочками в группе.

    С четвертого года жизни ребенок осознает свои возможности. В этом возрасте дошкольник знает различие людей по полу, но не всегда правильно отражает модели поведения в том или ином случае. В этом возрасте у дошкольников происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в совместных играх по половому принципу. Имитируют женские черты, профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве , мальчики играют практически на всей территории групповой комнаты . Ближе к 5 годам начинается процесс личностного времени.

    Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед девочками и мальчиками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерной принадлежности, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.



    ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Именно в совместной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание:

    - игровой материал и ролевая атрибутика должны быть привлекательны дошкольникам для отражения в игре социально-одобряемых образов женского и мужского;
    - различие игрушек для девочек и мальчиков.

    Важную роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчики могут выполнять тяжелую работу, а девочки украшать постройки и после этого совместно играть.

    Также при подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что девочки и мальчики еще не совсем могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты. Мальчики младшего дошкольного возраста будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать на себя какую-то роль, если возьмут соответствующие атрибуты. Девочки, играя в «дочки-матери» используют посуду, которую видят дома. Также в игровом уголке находится раковина с краном, стол, стулья или кресло, полотенце для вытирания посуды и т.д.

    В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками , потом с заменителями игрушек ,потом речевые и воображаемые действия . В совместных играх дошкольники воссоздают действия взрослых и приобретают опыт взаимодействия со сверстниками.

    Создавая игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения, нужно учитывать, что мальчики и девочки ведут себя абсолютно по- разному в обществе, что социализация мальчиков проходит более сложно, чем у девочек. Поэтому, беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, надо подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение и это использовать в совместных играх.

    Таким образом, предметно-развивающая среда является одной из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников – она основа его самостоятельной деятельности с учетом гендерной принадлежности.

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ИГРЕ.

    В совместной игре происходит усвоение дошкольниками гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек среднего возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей девочек и мальчиков, как в детском саду, так и в семье и организовывать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

    Для того, чтобы воспитать у мальчиков и девочек осознанное отношение к себе и окружающим, сформировать правильную модель поведения в совместных играх, были использованы следующие методы и приемы:

    - наблюдение;
    - беседы;
    - дидактические игры;
    - игра-тренинг;
    - совместные игры;
    - игры-ситуации;
    - продуктивная деятельность.

    НАБЛЮДЕНИЯ, БЕСЕДА.


    Наблюдения за поведением детей в быту, игровой деятельности, в общении друг с другом показали, что дошкольники нуждаются в формировании правильной модели поведения. Семья является важным и определяющим фактором в воспитании ребенка. Именно на примере членов семьи дошкольники общаются в процессе совместных игр или иной продуктивной деятельности.

    Поэтому, первоначально была проведена беседа « Моя семья». На магнитной доске разместили ряд картинок с изображением членов семьи, где была представлена различная модель поведения . Дети с удовольствием прослушали рассказ педагога, обменялись мнениями . После этого, педагог задал ряд вопросов:

    - Кто изображен на картинках? (Люди)
    - Где здесь изображены мальчики и девочки, мужчины и женщины?
    - Как Вы думаете – как одним словом можно назвать людей, живущих вместе?
    - Что они делают?
    - Как они это делают?

    После беседы по этой серии картинок, можно закрепить понятие «Семья. Поведение членов семьи» и ввести его в совместную игру для более осознанного восприятия дошкольниками.
    По мере наблюдений за совместной игрой дошкольников выяснилось, что девочкам действительно нужно меньше пространства, чем мальчикам.
    Девочки и мальчики стали играть чаще вместе, причем модель поведения их стала более правильной, что позволило создать замечательную атмосферу в группе .

    ИГРА – ТРЕНИНГ «МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ ИЛИ ПОДРУГА».

    После беседы и наблюдений за совместными играми была проведена игра-тренинг «Мой лучший друг или подруга». Была создана среда для продуктивной деятельности дошкольников и соответственное заданию, эмоциональное настроение.

    Цели:
    1. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера, представление о дружбе.
    2. Воспитывать уважение друг к другу.
    3. Способствовать развитию творческого воображения и фантазии.
    4. Воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками.

    Поскольку это совершенно новое задание для дошкольников, была проведена предварительная работа, состоящая в следующем:
    - дошкольникам напомнили, что есть «девочка» и «мальчик», т.е. «девочка»- подруга, а «мальчик»- друг;
    - предложили вспомнить (а если надо и найти глазами) своего друга или подругу;
    -увидеть какое настроение у них;
    - передать все это в рисунке с помощью цветных карандашей;
    - дополнить рисунок не хватающей частью лица (рот, глаза).
    После выполнения задания дошкольники кладут свои работы на стол, любуются ими, поддерживают дружескую беседу.

    СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ.


    Поскольку игровая деятельность занимает большую часть времени дошкольников, необходимо правильно сформировать модель поведения между мальчиками и девочками. Для этого были внесены новые атрибуты и использованы опыт и знания, полученные детьми дома и в детском саду, учитывая гендерную принадлежность.

    «КРАСИВЫЙ НАРЯД»

    Цели:
    1. Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты.
    2. Предоставить возможность занять позицию взрослого.
    3. Отражать в игре личный опыт и знания.
    4. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

    Лада и Ваня играют в семью. Ваня предлагает девочке принарядиться. Для этого Лада сначала гладит кофточку , затем снимает юбку с вешалки и одевает все на себя. Ваня оценивающе смотрит на Ладу и говорит о том, что она прекрасно выглядит, ну как его мама всегда.
    Было очень интересно наблюдать за процессом игры. Лада с таким умением и быстротой выполняла все действия, а Ваня с уважением и теплотой помогал ей.

    ИГРА-СИТУАЦИЯ «КИНОТЕАТР».

    Цели:
    1. Рассказать об устройстве кинотеатра.
    2. Уточнить знания детей как надо вести себя в кинотеатре (культура общения).

    После беседы педагога об устройстве кинотеатра, создается ситуация для проверки культуры общения мальчиков и девочек. Мальчики (не все) помогли отнести стулья девочкам. Потом все расселись и началось обсуждение – какое кино будем смотреть. На фото явно видно, что диалог происходит в дружеской обстановке, большинство детей общаются на нормальном уровне. Педагог при необходимости напоминает форму общения.


    ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ.

    Совместные игры на прогулке способствуют благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию правильной модели поведения.
    Для приобретения опыта общения и обогащения детских взаимоотношений необходимо создавать условия для совместного участия мальчиков и девочек в игре.
    Дошкольники самостоятельно уже договариваются – чем займутся на прогулке. Кристина и Гриша решили построить крепость из комков снега. Они договорились, что вместе будут катать ком, а Гриша устанавливать его на место. Было любопытно наблюдать, как ребята спорили о постройке, но выглядело это очень дружелюбно со стороны. Гриша как строитель выдвинул свою версию постройки, а Кристина предложила ее потом украсить веточками и слепить рядом маленького снеговика.
    Таким образом, на прогулке могут общаться дошкольники в соответствии с полученными знаниями и опытом. Это дает возможность закрепить навыки культуры общения и построить модель поведения, соответствующую и адекватную данному полу.


    ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РИСОВАНИЕ).


    В ходе индивидуальной работы по рисованию была предложена тема: «НАРИСУЙ СВОЕГО СОСЕДА ПО ПАРТЕ».
    Цель:
    1. Формировать эмоциональное положительное отношение к соседу.
    2. Учить разрешать конфликтные ситуации.
    3. Развивать положительные качества и черты характера мальчиков и девочек.

    При выполнении задания педагог предложила нарисовать своего соседа по парте. Дошкольники использовали различные художественные средства. Было очень интересно наблюдать, как дети воспринимали друг друга, пытаясь и стараясь нарисовать красиво и аккуратно. У девочек, конечно, получился более похож рисунок на своего соседа, мальчика. Однако и мальчики постарались. После этого дошкольники обменялись рисунками, и пошли вместе и дружно доигрывать в игровые уголки.

    После проведенных практических занятий мои дети стали относится друг другу более доброжелательно. Мальчики с удовольствием помогают девочкам. Совместных игр в группе и на площадке стало намного больше.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


    Проанализировав представленную литературу по гендерному воспитанию, в частности связанную с формированием модели поведения дошкольников, я пришла к выводу, что данная проблема актуальна и своевременна.
    Наша задача на данном этапе была выполнена. Поставленная цель- способствование благоприятному протеканию процесса гендерной принадлежности мальчиков и девочек, создание эмоционально-положительного отношения к будущей социальной роли и формирование адекватной полу модели поведения - достигнута.
    Но есть и еще много проблем, которые надо решить в связи с этой темой. Не многие родители понимают, зачем это нужно дошкольникам, они считают, что мальчики и девочки – это просто дети. И не стоит заострять внимание на их половую принадлежность и разное воспитание. Поэтому моим дельнейшим продолжением работы будет более углубленное взаимодействие с родителями воспитанников: проведение консультаций, открытых показов совместной организованной деятельности, совместных посиделок и т.п.
    Также есть большое желание привлечь и воспитателей других групп к этой теме, предложить педагогам специальную литературу по проблемам дифференцированного воспитания девочек и мальчиков.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. – Педагогическое общество России, 2006.
    2. Михайленко Н.Я.Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994.
    3. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя. – Издательство «Линка-Пресс», 2009.
    4. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – Издательство «ТЦ Сфера», 2008.
    5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – Издательство «Мозаика-Синтез», 2008.
    6. Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки» под ред. Парамоновой Л.А. - Издательский дом «Карапуз», 2006.
    7. Федеральные Государственные Стандарты к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, - УЦ Перспектива, 2011.

  • Особенности организации образовательного процесса в группах для детей старшего возраста

    Цель: Обеспечение равных стартовых возможностей обучения детей.

    Участниками образовательного процесса являются дети 5-7 лет, их родители, педагогические работники..

    - для родителей детей старшей и особенно подготовительной группы регулярно организована система консультирования по основным направлениям развития ребенка.

    - воспитатели старшей и подготовительной групп имеют дошкольное образование.

    - воспитатели и специалисты, работающие с детьми 5-7 лет ознакомлены с особенностями организации образовательного процесса в ближайших школах, в рамках реализации задач преемственности дошкольного и начального общего образования.

    - освоение детьми образовательных областей; «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», осуществляется в процессе образовательной деятельности по организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

    Психолого-педагогическая безопасность

    - в процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели и специалисты ДОУ используют традиционные и инновационные формы работы с детьми (занятия, экскурсии, развлечения, детское экспериментирование и т,д,)

    - выбор программ и технологий, методов и приемов педагогической деятельности осуществляется на основе качественного и количественного анализа уровня развития.

    - при необходимости проводятся дополнительные занятия по освоению образовательных областей и консультации для родителей по содержанию психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

    - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (организация питания, сна) преимущественно направлена на охрану здоровья ребенка, физическое и социально-личностное развитие.

    - самостоятельная игровая деятельность детей в группе детского сада обеспечивается соответствующей возрасту детей предметно-развивающей среды.

    - организация прогулок для детей старшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребенку по физическому, социально личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

    - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется в утреннее и вечернее время

  • «Интегрированные занятия, как условие модернизации эстетического воспитания и средство приобщения дошкольников к мировой художественной культуре»

    В центре внимания сегодня должен быть Человек, человеческая личность с развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, имеющий доступ к разнообразным формам проявления культуры.

    Большое значение для развития человеческой личности имеет искусство, в первую очередь художественное самовыражение ребенка в процессе художественной деятельности.

    По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Педагоги должны стремиться развить в ребенке и то и другое.

    Несомненно, ребенок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов художественной деятельности начинает по-новому рассматривать свое «Я», свое собственное поведение и поведение других, по-другому начинает воспринимать свои взаимоотношения с людьми. По-особому начинает воспринимать природу и окружающий его мир.

    Воспитать цельную личность - нелегкая задача. Для этого необходимо создать среду, вызывающую положительный эмоциональный отклик у ребенка. Отсюда возникла необходимость в организации таких форм занятий с детьми, в которых каждый ребенок активно сопереживает все содержание занятия, активно участвует в художественном самовыражении. Здесь пассивные методы не приведут к желательным результатам.

    Ребенок на занятиях не должен просто сидеть, слушать и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активные взаимодействия педагога и ребенка (педагогика сотрудничества) уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности инициативы и самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребенке. Именно с этих позиций строилась наша экспериментальная деятельность.

    В своей работе мы ориентировались на программу «Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого (РОСИНКА). В мире прекрасного» (Авторы: С.И. Мерзлякова, Л.В. Куцакова), основные задачи которой:

    - воспитание эстетического восприятия детей;

    - приобщение к миру искусства;

    - развитие способностей к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;

    - развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности;

    - формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

    Исходя из поставленных задач, мы вместе с членами экспериментальной группы наметили разработать и апробировать систему интегрированных занятий на основе интеграции всех видов искусств и детской деятельности с приоритетом художественной, музыкальной, на основе взаимосвязи и взаимопроникновения всех видов музыкальной деятельности, культурно – досуговых мероприятий (праздники, развлечения).

    С помощью интегрированных занятий подводим детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений природы, событий, гаммы чувств; создаем благоприятную среду, основанную на доверии и понимании, на активном взаимодействии взрослых и детей.

    Приоритетной целью оставалась «Гармония ума и сердца» - развитие эмоционального и интеллектуального начала в ребенке.

    В основе интегрированных занятий мы используем широкий тематический диапазон.

    Тему природы предлагаем детям не только по временам года, но и к конкретным природным явлениям. Например, «Серебряные росы», «Восходы и закаты», «Люблю грозу в начале мая», «Радуга», «Зимние узоры», «Снеговик»,

    а также темы, посвященные растительному или животному миру. Например, «Погляди, подсолнушки», «Люблю березку русскую», «Лен кудрявый, зеленой», «Хлеб всему голова», «Возле изгороди тыква», «Капустник».

    Комплекс разнообразных организационных форм помогает детям познакомиться с ярким, эмоционально-образным языком поэзии А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Встречи у портрета А.С. Пушкина в форме интегрированных занятий знакомят детей с творчеством поэта. Создание мини-музея, чтение сказок, представление музыкальных образов героев произведений служат действенным средством влияния на ребенка, вызывающим интерес к поэзии А.С. Пушкина.

    Тематика интегрированных занятий носит и социальный характер: «Москва - золотоглавая», «Моя малая Родина» (о месте проживания), «Художник - сказочник» (о творчестве В. Васнецова), «Болдинская осень», «Пушкинский бал» (о творчестве А. С. Пушкина), «Музыкальная гостиная» (о творчестве П. И. Чайковского).

    Интеграцию использовали и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребенку осознать такие средства музыкальной выразительности как ритм, мелодия. Темы таких занятий: «Ритм - сердце музыки», «Музыка и настроение», «Высоко - низко», «Грустно - Весело», «Вальс в музыке, в песне, в движении, в сказке».

    Интеграция предполагает создание условий для двигательной

    активности детей, эмоционального, интеллектуального, социально - нравственного здоровья ребенка. Для таких занятий характерен выход на творчески - продуктивную деятельность детей: рисование разными материалами, основываясь на полученные впечатления, продукты ручного труда: изготовление игрушек, плетение, работа с тестом, посев семян

    (цветочных, злаковых), сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально - игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование. Таким образом, интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем мире, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

    «История красок» на музыку В. Казинина; «Нотный бал», «Самолет построим сами», «На лесной бал со своими елочными игрушками», «Весна красна цветами – осень хлебами». Такие праздники, развлечения создают благоприятную среду, основанную на доверии, понимании и активном взаимодействии взрослых и детей, для ярких, творческих детских проявлений.

    Проведение интегрированных занятий, праздников, досугов позволяют раскрыть личность ребенка, его индивидуальности, без нажима и натаскивания со стороны взрослого, без запретов и категоричных обращений. На интегрированных занятиях у ребят сформированы такие качества, как самостоятельность, инициативность, творчество, активность. Снижена напряженность, снята скованность, закомплексованность. Поведение на таких занятиях приняло характер открытости, естественности, детской непосредственности.

    Одним из преимуществ таких занятий явилось создание условий для поисковой деятельности детей. У детей на таких занятиях развивается природная любознательность, формируется активное отношение к окружению, обогащается их жизненный опыт.

    Интегрированные занятия проводились вместо многочисленных праздников, утренников, подготовка к которым требовала большого количества разучиваемого репертуара, когда не оставалось времени для последовательного, систематического, художественного развития детей. В проведении таких занятий активно включались взрослые: воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования.

    Эти занятия вызывают яркие, положительные эмоции у детей, что сказалось на их здоровье, самочувствии, еще и потому, что они характеризовались активным творческим взаимодействием и художественно-деятельным общением с взрослыми: педагогами и родителями.

    За такими занятиями будущее.

  • Результативность. Анализ результативности воспитательно-образовательной работы по реализуемым в ДОУ программам свидетельствует о достаточно стабильной и успешной работе педагогического коллектива. Это связано с системным подходом к организации педагогического процесса, совершенствованием форм и методов методической работы, выстраиванием тесного взаимодействия с родителями и объектами социального окружения. Дети в результате проведенной с ними работы к концу дошкольного возраста обладают рядом достижений, необходимых для успешного обучения в школе. Они освоили конструктивные умения, овладели изобразительной деятельностью, пространственными отношениями, умением пересказывать литературное произведение, чувствовать природу и беречь её, пониманием некоторых математических отношений, усвоили некоторые закономерности русского языка и грамматические правила. Больше половины детей выпускных групп идут учиться в среднюю школу № 233, с которой ежегодно заключается договор о сотрудничестве. Воспитатели и учителя проводят совместные родительские собрания, дни открытых дверей. Воспитанники и педагоги детского сада ходят в школу на экскурсии, праздники. Преемственность в содержании и формах работы сада и школы позволяют выпускникам детского сада легче адаптироваться к условиям школы, успешно осваивать школьную программу. Выпускники детского сада хорошо осваивают школьную программу, уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая. По результатам диагностики высокий уровень усвоения программы – 31%; средний уровень – 58%. Администрация детского сада поддерживает связь с администрацией школы № 233. Выпускники детского сада учатся на «хорошо» и «отлично»: 2007 год – 74% выпускников; 2008 год – 82% выпускников; 2009 год – 78% выпускников. В системе ведется совместная работа коллектива детского сада с семьями воспитанников, поликлиникой № 75, средней школой № 233, Управой «Южное Медведково», Муниципалитетом СВАО. Вместе с детской поликлиникой № 75 проводится профилактическая работа: медицинские осмотры, диспансеризация, прививки, закаливание, консультации специалистов, врачебный контроль за физическим культурой, санитарно-эпидемиологической обстановкой, санитарно-просветительная работа. Во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, активное участие принимают родители. Используются разнообразные формы работы: открытые занятия, семинары-практикумы, мониторинги, мастер-классы, собрания, дни открытых дверей, выставки, конкурсы, экскурсии, развлечения, праздники, концерты, субботники,. Педагоги и воспитанники ГОУ принимают активное участие в мероприятиях района и округа. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей. В рамках данного взаимодействия ведется изучение потребностей родителей на образовательные услуги для определения перспектив развития детского сада, содержания работы и форм организации, вовлечение родителей в образовательный процесс, просвещение родителей для формирования у них сознательного отношения к воспитанию детей. Проведен проблемно-ориентированный анализ, который позволил выявить основные противоречия между детским садом и семьей, сопоставить достигнутые результаты с прогнозируемыми, выделить сильные и слабые стороны учреждения. Данный анализ включает изучение семей по типу, образовательному и социальному уровню, изучение удовлетворенности родителей работой детского сада, определение направления работы учреждения на перспективу. Педагогический коллектив детского сада осуществляет свою деятельность по комплексной «Истоки», парциальным программам и новым обучающим технологиям: ? «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева ? «Обучение дошкольников грамоте», Л.Е.Журова, Н.В.Дурова ? «Программа дошкольной подготовки по математике», Новикова В.П. ? «Юный эколог», С.Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 1994 г.; ? «Музыкальные шедевры», О.П.Радынова ? Физкультура в детском саду, Рунова М.А. Программы обеспечивают комплексный характер педагогического процесса, предусматривают организацию жизни детей на занятиях, в нерегламентированной деятельности, в свободное время. Содержание программ по различным направлениям развития ребенка тесно взаимосвязаны. Особое внимание уделяется охране жизни и здоровья дошкольников. В детском саду разработана система мероприятий по оздоровлению детей. Постоянно осуществляется медико-педагогический контроль. ? Детский сад полностью укомплектован кадрами. За последние годы в детском саду сформировался стабильный состав педагогов в возрасте от 20 до 65 лет. Всего работают 18 педагогов, из них имеют образование: сред.специальное – 10 человек, высшее – 8 человек. ? Педагогический коллектив ГОУ имеет высокий потенциал творческой активности. Педагоги постоянно повышают свою квалификацию на различных курсах, участвуют в семинарах и конкурсах, занимаются самообразованием, делятся опытом в форме открытых занятий, консультаций, тематических праздников и досугов. ? Методом анкетирования постоянно ведется работа по изучению интересов педагогов, выявлению затруднений в работе, определяются пути их преодоления, осуществляется постановка задач, планирование различных методических мероприятий. ? Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. Ежегодно силами коллектива проводится косметический ремонт. Участок детского сада озеленен, имеются цветники и огород. ? Регулярно пополняется инвентарь и пособия, во всех группах и в игровых зонах имеется многофункциональная мебель, современные игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства. Постоянно пересматривается интерьер детского сада, при этом учитываются принципы целесообразности, эстетичности и безопасности. В детском саду создана благоприятная предметно-развивающая среда для всестороннего развития и воспитания каждого ребенка.

  • На протяжении последних лет наше учреждение особое внимание уделяло созданию условий для развития и совершенствования личности ребёнка

    На протяжении последних лет наше учреждение особое внимание уделяло созданию условий для развития и совершенствования личности ребёнка, самореализации его в ДОУ и в окружающем мире, формированию развития образной речи в самостоятельном словесном творчестве, проявляющемся через разнообразные жанры (стихи, сказки, загадки и др.), развитию творческих способностей детей в сочетании индивидуальных и коллективных формах конструирования. Для обеспечения единства эмоционального и познавательного развития детей занятия проводятся в форме игр, викторин, различных досугов как в подгруппах, так и индивидуально. Такое взаимодействие педагогов с воспитанниками положительно воздействует на эмоции детей, стимулирует развитие познавательных способностей, любознательности, творчества, поскольку позитивный эмоциональный фон занятия повышает уровень усвоения материала. В детском саду с детьми проводят различные интеллектуальные викторины, («Умники и умницы»), различные конкурсы. Дети подготовительных групп принимают участие в районном этапе конкурса «Знай-ка!». Большое внимание уделяется нравственно-трудовому воспитанию, где центральное место занимают ознакомление детей с трудом взрослых и организация труда самих детей. Эффективность положительного отношения к труду зависит от проявления интереса к деятельности, поэтому все дети обеспечены красочным инвентарем для работы в уголках природы и на участке детского сада. В течение года дети изготавливают поделки из природного и бросового материала. В зимний период на участке каждой группы дети размещают кормушки для птиц, сооружают снежные постройки, очищают лопатками от снега дорожки, изготавливают ёлочные украшения. Весной дети вместе с воспитателями выращивают рассаду для цветников и огорода, для дальнейшей пересадки на территории детского сада. В теплый период организуется работа с детьми на огороде и цветниках. В ДОУ проводятся открытые показы по трудовому воспитанию детей в различных формах (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд). В детском саду большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, включающему в себя воспитание любви к близким людям, детскому саду, к родному городу и родной стране. Проводятся праздники и досуги посвященные «Дню города», «Дню защитника Отечества», «Женскому Дню», «12 апреля - Дню космонавтики», « 9 Мая – Дню Победы», «Дню Семьи», «Дню защиты детей». Детский сад на протяжении нескольких лет работает в инновационном режиме, используя в своей работе последние достижения педагогики и психологии. Одним из таких направлений является формирование патриотических чувств, элементарных исторических представлений о родном крае посредством музейной педагогики. Мини-музей «Народно-прикладного искусства» постоянно пополняется. Дети старшего дошкольного возраста вместе с родителями посещают городской музей декоративно-прикладного искусства, а также другие московские музеи, организуются совместные с родителями пешие прогулки к «Музею боевой славы» при школе № 962, на «Аллею славы» на улице Молодцова. Дети нашего детского сада знакомятся с различными видами искусства, жанрами, учатся понимать красоту, выразительные средства. Использование разнообразных приемов и техник в изобразительной деятельности, предоставление ребенку прав выбора сюжета, композиции, материалов и средств обеспечивают ему возможность самовыражения, развития познавательных и художественных способностей, пространственной ориентации, овладения средствами выражения собственных замыслов, впечатлений, переживаний, формирования художественного вкуса. Рисунки и поделки детей отличаются фантазией, яркостью. Детские работы используются для оформления интерьера детского сада: постоянно действует выставка рисунков в помещениях и группах детского сада. В группах, в соответствии с возрастом детей, создана и оснащена предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности. Наш коллектив старается, как можно больше проявлять инициативу, поддерживать творческие порывы в поисках наиболее эффективных средств и приёмов в эстетическом воспитании детей с использованием народных сказок, потешек, поговорок, предметов быта и народных традиций. Руками педагогов, родителей, детей изготавливаются атрибуты к различным спектаклям, костюмы. Сочетание индивидуального и совместного творчества детей и взрослых способствует личностному развитию детей, их сотрудничества, воображения, положительного отношения друг к другу. В интерьере детского сада расположена картинная галерея. В ней можно увидеть выставки рисунков детей, родителей, педагогов, поделки из глины, природного и бросового материала. Детям дается возможность познать мир искусства, реализовать свои возможности, а родителям - узнать способности своих детей. В течение учебного года организуется несколько тематических выставок детских работ, совместного творчества родителей и детей, педагогов и детей. Традиционными стали выставки «Осенние фантазии», «Зимняя сказка», «Любимый город», «Наши мамы самые…», «Моя любимая сказка», «Мой любимый воспитатель», а также выставки, посвященные писателям, поэтам к юбилейным датам. В учреждении созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Детей знакомят с театральными жанрами: драматический, музыкальный, кукольного театра. Инсценировка сказок детьми начинается с младших групп и обязательно включается в утренники и вечера развлечений. На протяжении последних лет были показаны такие детские представления: в 2010 театрализованная сказка «Дорожная азбука», музыкальная сказка «Заюшкина избушка», музыкальная сказка « За солнышком», музыкальная гостиная «Музыка Чайковского - детям», кукольный спектакль «Теремок» и др. Традиционно проводятся следующие мероприятия: праздники «Здравствуй, сказка!», «Пёстрая ярмарка», «Новогодние елки», «Масленица», Выпускной малышей в сад «Вот как мы выросли!», «Выпускной бал», концерты, Дни открытых дверей, неделя «Игры и игрушки», выставки, конкурсы. Коллектив воспитателей уделяет большое внимание организации игр для детей: сюжетно-ролевых, режиссерских, настольно-печатных.

  • Преемственность детского сада и школы № 233

    План работы по взаимодействию детского сада и школы № 233 на 2010-2011 учебный год. (смотри раздел "Результативность")






  • Организация деятельности детей в группах раннего возраста

    ОрганОсобенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.

    Реализация регионального проекта «Детский сад будущего»

    модуль «Малыши столицы»

    Перечень программ и технологий
    Истоки

    Петрова В.А. Малыш-М.,-2002.

    Технологии:

    1. Павлова Л.Н.Раннее детство: развитие речи и мышление.- М.,2000.

    2. Павлова Л.Н.Раннее детство: познавательное развитие.- М.,2000.

    3. Парамонова Л.А.Детское творческое конструирование.- М.,1999.

    4. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры. - М., 2007.

    5. Лайзане С.Л. Физическая культура для малышей.- М., 2007.

    6. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М., 1985.

    7. Сотникова В.М. Действия с предметами и предметные игры. - М., 2006.


    Перечень пособий
    Алямовская В. Ясли-это серьезно! - М., 2000.

    Лямина Г.М. Развитие ребенка раннего возраста. -М., 1981.

    Печора К.Л.Сотникова В.М. Контроль за развитием и поведением детей раннего возраста. -М., 2000.

    Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в детском саду. - М., 2008.

    Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малышей – М., 2003

    Игры-занятия проводятся по подгруппам и индивидуально в 1 и 2 половине дня. В теплое время года максимальное число игр-занятий происходит на участке во время прогулки. Подгруппа для занятий 6-8 детей.

    Расписание НОД с детьми 3 года жизни

    Название
    Количество в неделю

    Коммуникация / познание (окр. мир)
    2

    Музыкальные занятия
    2

    Изобразительная деятельность (рисование)
    1

    Изобразительная деятельн. (лепка/аппликация)
    1

    Физическая культура
    2

    Конструирование
    1

    Познание (сенсорное развитие)
    1

    10 игр-занятий в неделю проводятся в 1 и 2 половину дня, по 10 минут


    Система работы по адаптации ребенка в детском саду

    Этап работы
    Мероприятия

    Виды деятельности
    Программы адаптационных занятий

    I

    Презентационный
    Дни открытых дверей для родителей, будущих воспитанников детского сада (ноябрь, апрель)
    Программа А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»;

    Программа А.С Севостьяновой «Дружная семейка»

    Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям ДОУ

    основные задачи занятий:

    -преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

    - снятие эмоционального и мышечного напряжения;

    - снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии;

    - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

    - развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

    - развитие игровых навыков, произвольного поведения.

    II

    Информационный
    Запись ребенка в дошкольное учреждение

    Консультации с родителями.

    Рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду.

    Анкетирование родителей. Сбор сведений о ребенке

    III

    Прогностический
    Составление прогноза адаптации ребенка к детскому саду

    Рекомендации воспитателям по результатам консультирования родителей и прогноза адаптации

    IV

    Адаптационно-развивающий
    Сопровождение детей в адаптационный период: ведение адаптационных листов, консультирование родителей, адаптационные занятия

    Планируемые промежуточные результаты освоения Программы

    детей раннего возраста (к 3 годам)

    Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФПГ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

    К трехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается, следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

    Интегративное качество
    показатели


    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
    Владеет соответствующими возрасту основными движениями.

    Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания.

    Имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции.


    Любознательный, активный
    Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых), проявляет интерес к игровым действиям сверстников.

    Проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных наблюдениях.

    Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

    С интересом слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации.

    Проявляет активность при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений.


    Эмоционально отзывчивый
    Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности. Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения (потешки, песенки, сказки, стихотворения). Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.



    Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).

    Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии.


    Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
    Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

    Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.


    Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
    Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.

    Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице (не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их.

    Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

    Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.


    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
    Проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

    Сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание строить самостоятельно. Ориентируется в помещении группы и участка детского сада.


    Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
    Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи.


    Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
    Умеет по словесному указани

Просмотров: 289 | Добавил: lacted | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz