Мой сайт
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Февраль » 13 » Проект «Мини-музей музыкальных инструментов» (ст
01:30
 

Проект «Мини-музей музыкальных инструментов» (ст

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное учреждение «Управление дошкольным образованием

Администрации муниципального образования Надымский район» (МУ «УДО»)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» П. ПАНГОДЫ

(МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»)

ПРОЕКТ

«МИНИ-МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

Выполнила:

Музыкальный руководитель МКДОУ

комбинированного вида «Детский сад

«Золотой петушок» п. Пангоды

Надымского района

Иванова Галина Николаевна

2012г.

C:\Users\Администратор\Desktop\МОИ

ВВЕДЕНИЕ

Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального существования музеи выполняют педагогические функции. Там человек не просто получает знания, а учится быть человеком. Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нем преобразований.

Сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях создание всевозможных музеев приобретает все большую популярность и становится неотъемлемой частью развивающей среды. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание.

Жителям отдаленных поселков, порой так не хватает этих встреч с искусством, которые помогли бы приобщить детей к миру общечеловеческих ценностей, к истории и культуре. Именно поэтому педагоги нашего дошколь­ного учреждения решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие, но доступные детям.

Мы, работая продолжительное время в данном направлении, накопили определенный опыт в вопросах организации музея и построения методической работы в условиях его развивающего пространства.

Одним из направлений работы музейной педагогики дошкольного учреждения является проект «Музей музыкальных инструментов», цель которого создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от знакомства с музыкальными инструментами народов мира и потребности в инструментальном музицировании.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах России, Ямала, народов мира (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).

2. Учить приемам звукоизвлечения и способам игры на ударных, струнных, духовых, клавишных и шумовых инструментах.

3. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

4. Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.

Реферативная часть.

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, которая в последние десятилетия приобретает все большую популярность в системе дошкольного образования – создаются музейные программы, разрабатываются методические рекомендации (М. Ю.Коваль, О. В.Дыбина, Л. В.Пантелеева, Н. А.Рыжова). Сегодня педагоги обращают внимание на разновекторную значимость музеев, связанную с их деятельностью: музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г.Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); как социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).

Обобщая педагогический опыт Н. А.Рыжовой, Л. В.Логиновой, А. И.Данюковой по организации мини-музеев в дошкольных учреждениях и создании системы работы с детьми и родителями; Т. Э.Тютюнниковой, опирающейся на творческо-игровой потенциал детей в процессе общения с музыкальными инструментами, учитывая требования к разделу «Музицирование» программы по музыкальному развитию И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки», позволили разработать оригинальную систему познавательно-развивающих экскурсий с детьми дошкольного возраста, в которой органично сочетаются музыка и речь, музыка и художественно – творческая деятельность детей, музыка и движение, музыка и разнообразие игр в усло­виях образовательной деятельности.

Проектная часть

Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

· личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музы­кальным возможностям и способностям;

· учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно – развивающих экскурсий;

· системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

· интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;

· ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной дея­тельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.

Проект «Мини-музей музыкальных инструментов» - долгосрочный, рассчитанный на весь учебный год, участниками которого являются дети предшкольного возраста, их родители и педагогический коллектив дошкольного учреждения. Проект рассчитан на 18 экскурсий (2 раза в неделю по 30 минут).

Организация мини-музея в «центре музыкального творчества», расположение всех экспонатов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, использование ширм, стендов, мобиле позволяют эффективно строить работу, осуществлять постоянный доступ к музею в любое удобное для детей и педагогов время.

Система работы отражена в содержании деятельности по реализации проекта:

· перспективное планирование, состоящее из четырех блоков: образовательная деятельность с детьми, мероприятия с педагогами, родителями, конкурсы и выставки

· конспекты экскурсий, включающие разнообразные методы и приемы: наглядный (рассматривание экспозиций, иллюстраций, фотографий, показ мультимедийных слайдов), словесный (описания, объяснения, указания, беседы, вопросы, рассказы, стихи и тексты, побуждающие к практической деятельности), разнообразие приемов организации слушатель­ской, музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности дошкольников;

· комплексы музыкально-творческих игр, разработанные специально для музейных экспонатов;

· практические советы для воспитателей и родителей.

Новизной проекта является знакомство с инструментами не только народов России, но и всего мира, что позволяет детям почувствовать и передать колорит народных мелодий.

Технология проекта предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспонатами мини-музея, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку самим. Поэтому образовательная роль мини-музея значительна: это не только рассматривание музыкальных инструментов, но и занимательные рассказы и театральные миниатюры об истории их происхождения; знакомство с «Паспортами музыкальных инструментов»; игра на музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле; проведение разнообразных развивающих и малоподвижных игр (игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений), которые позволяют выполнять задания, посвященные экспозициям. Чаще всего в роли экскурсовода выступает взрослый, но иногда эту роль могут взять на себя дети подготовительной к школе группы. Для того, чтобы у детей на долго сохранилась память о том или ином музыкальном инструменте, в нашем музее можно сделать фото на память, взять «напрокат» в «Музыкальном киоске» обучающий диск, музыкальную компьютерную игру или мультипликационный фильм, а также изготовить музыкальный инструмент своими руками. После каждой экскурсии у детей есть возможность задать свои вопросы педагогу, самостоятельно рассмотреть экспонаты.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, тематических вечеров, музыкальных викторин; театрализованных представлений, семейных конкурсов и концертов, совместные концерты детей детского сада и учащихся Детской музыкальной школы, организация выставок.

Ресурсное обеспечение мини-музея можно представить таким образом:

1) основной фонд мини-музея составляют подлинные музыкальные инструменты и музыкальные игрушки и шумовые инструменты, коллекция которых насчитывает около 50 видов;

2) вспомогательный фонд:

· «Паспорта музыкальных инструментов», включающие в себя увлекательные беседы, загадки и кроссворды;

· иллюстрации и фотографии с изображением музыкальных инструментов;

· «Музыкальная азбука» - картотека дидактических игр, пальчиковой гимнастики, песенный репертуар о музыкальных инструментах;

· «Музыкальная библиотека» - художественная литература о музыке и музыкальных инструментах;

· раскраски с изображением музыкальных инструментов;

· поделки и рисунки детей.

В рамках музейной педагогики исполь­зуются разнообразные формы сотрудни­чества с родителями:

· прове­дения досугов (совместные раз­влечения, праздники, семейные концерты);

· участие в благотворительных концертах, конкурсах, выставках;

· «познавательное» сотрудничест­во (консультации, собрания, экскурсии по мини-музею);

· «аналитическое» сотрудничество (дни открытых дверей, анкетирование);

· «спонсорское» сотрудничество (приобретение экспонатов для музея, участие родителей в преобразовании окружающей среды).

Мини-музей музыкальных инструментов – это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива детского сада и родителей.

Заключение

Внедрение данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Проект адресован педагогам-практикам, работающим с детьми: музыкальным руководителям, учителям музыки общеобразовательных школ (начальное звено), руководителям музыкальных кружков и центров эстетического развития, а также педагогам дополнительного образования.

Диагностический инструментарий

Критерии и показатели результативности образовательной деятельности

1.Знать названия инструментов, составляющие фонд мини-музея, определять их на слух по тембру.

2. Знать приемы и способы игры на инструментах.

3. Знать расположение высоких и низких звуков на разных инструментах.

4. Уметь четко воспроизвести ритмический рисунок, сыгранный взрослым («подыграть музыканту»).

5. Уметь импровизировать на разных музыкальных инструментах мелодии на стихотворные тексты.

Методика выявления результативности образовательной деятельности.

Мы выделили 5 основных показателей, входящими в структуру диагностики:

1. Тембровый слух.

2. Игра на детских музыкальных инструментах.

3. Звуковысотный слух.

3.Чувство ритма

4. Продуктивное творческое мышление.

Каждый из показателей определяется 3 уровнями его развития (низкий, средний, высокий). Мониторинг осуществляется в непринужденной беседе с ребенком, используя игровые приемы, многочисленные наглядные предметные пособия и детские музыкальные инструменты. Далее представлены материалы, раскрывающие уровневую оценку каждого показателя музыкальности и методику их выявления.

1. Тембровый слух

Ребенку показывают, называют музыкальные инструменты (ксилофон, домра, флейта, цитры, аккордеон, триола), играют на них. Такие же инструменты лежат за ширмой. Затем объясняют: «Сейчас я буду играть на каком-нибудь инструменте за ширмой, а ты послушаешь, посмотришь и покажешь тот, на котором я буду играть. Предлагается следующая последовательность: 1,2,6,5,3,4.

высокий — точно различает тембровые свойства инструментов;

средний - различает тембровые свойства инструментов, но допускает 1-2 ошибки:

низкий - чаще не различает тембры инструментов, чем различают.

2. Игра на детских музыкальных инструментах.

Предложить ребенку с помощью загадки определить инструмент, найти его в музее и показать приемы игры (ответить на вопрос «как тебя зовут?» или исполнить знакомую попевку).

высокий — определил инструмент и точно показал приемы звукоизвлечения;

средний — определил инструмент с подсказкой педагога, неточно показал приемы звукоизвлечения;

низкий — не определил инструмент, не смог правильно извлечь звук на инструменте

3. Звуковысотный слух

Музыкальный руководитель воспроизводит на любом инструменте (скрипка, синтезатор, аккордеон, флейта, металлофон, колокольчики по типу «Валдай») 2 звука (в пределах квинты). Затем играет звуки поочередно.

высокий — точно различает высокий и низкий звуки:

средний — различает звуки после словесной помощи

низкий - различает со значительными ошибками или не различает вообще.

4. Чувство ритма

Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки (например, петух, курица. цыпленок) и каждый из гостей любит свою музыку (предъявляются музыкальные примеры по выбору педагога. поясняется, какому гостю они соответствуют). Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка, а ты должен отгадать, для какой игрушки я хлопаю (прохлопываются ритмические рисунки по выбору педагога).

Усложнение (на конец года). Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную попевку.

высокий — точно

средний — 1-2 ошибки:

низкий — беспорядочный ритм.

5. Продуктивное творческое мышление

Предложить детям на время стать композиторами: «Сегодня я забыла ноты, а мне бы хотелось разучить с вами новую маленькую песенку. Слова я помню, а музыку нет, может быть вы мне поможете». Ребенку предлагается выбрать инструмент и исполнить мелодию на стихотворный текст. Текст должен быть заранее разучен, например.

Скоро в лес мы пойдем

Много ягод наберем.

высокий уровень — мелодическое разнообразие;

средний уровень — 1-2- звука;

низкий — на 1 звуке.

Перспективный план

Месяц

Образовательная деятельность с детьми

Мероприятия

с родителями

Мероприятия

с педагогами

Конкурсы,

выставки

Экскурсии

Дидактические игры

Интеграция с другими образовательными областями

Сентябрь

1

экскурсия

Путешествие по музею. Звуки окружающего мира: музыкальные и немузыкальные.

Д/и «Найди похожий звук»,

Д/и «Шумовые коробочки»,

Педагог предлагает детям послушать звуки, которые окружают их дома и изобразить их в виде рисунков

Анкетирование родителей:

«Музыкальное развитие в ДОУ»

Организация музыкального уголка в группе

Выставка фотографий из семейного альбома «Посещение музея»

2

экскурсия

История возникновения ударных, струнных и духовых инструментов.

Д/и «Музыкальные лоскутки»

Изготовление шумового инструмента «Барабан» (ручной труд)

Исполнение ритуального танца с барабанами

Октябрь

3

экскурсия

«Деревянные истории» и «Металлические фантазии».

Д/и «Стучалки».

Разучивание ритмодекламаций «Прыг – скок» или «Веселый старичок» (развитие речи)

Выступление на родительском собрание «Сундучок идей: «Как организовать оркестр дома?»

Консультация для педагогов

«К детским музыкальным инструментам».

Обучение педагогов правильному звукоизвлечению при игре на ДМИ

Конкурс на лучшее изготовление шумового инструмента

«Поющие овощи».

4

экскурсия

«Стеклянное королевство»

Д/и

1.«Столовый музобоз», 2.«Музыканты»

Ритмодекламация «Хрустальный колокольчик»

Игра на ДМИ «Вальс – шутка», Д. Шостаковича

Ноябрь

5

экскурсия

Знакомство со струнной щипковой группой инструментов.

Д/и «Веселый скрипач»

Изготовление струнного инструмента – домры.

Музыкальный киоск.

Просмотр с детьми видеофильма

«Бременские музыканты»

Чтение с детьми рассказа В. Одоевского «Городок в табакерке»

Музыкально – игровая программа

«Мама и я – музыкальные друзья»

6

экскурсия

Знакомство со струнной смычковой группой инструментов

Д/и «Определи низкий и высокий струнный инструмент»

Разучивание песни «Веселый музыкант», муз. А.Филиппенко

Декабрь

7

экскурсия

Знакомство с духовой группой инструментов

Упражнение на дыхание «Легкий ветерок»

Дидактическая игра «Кто это был?», «Кукушка»

Раскрашивание струнных инструментов в раскраске «Музыкальные инструменты» (ИЗО)

Изготовление шумовых банок и хрустальных колокольчиков для новогодних праздников

Создание музыкальных книжек – малышек для музыкального уголка

-

8

экскурсия

Знакомство с духовой группой инструментов

Д/и «Назови инструмент»

Просмотр симфонической сказки «Петя и Волк».

Январь

9

экскурсия

Знакомство с ударной группой музыкальных инструментов.

Д/и «Музыкальный инструмент»,

Разучивается песня «Вовин барабан», муз В. Герчик

Отгадываем вместе с детьми «Музыкальные головоломки»

Изготовление в совместной деятельности ударного инструмента

Выставка детских работ

«Мой самый любимый инструмент.

Я так хочу на нем научиться играть»

10

экскурсия

Д/и «Барабанщик»,

«Игра с жестами»

Игра на детских ударных инструментах «Турецкий марш», муз. А.Моцарта

Февраль

11

экскурсия

Знакомство с клавишной группой музыкальных инструментов.

Д/и «Веселый оркестр»

Мультимедийное представление

«Из истории клавишных»

«Музыкальный киоск». Компьютерная музыкальная игра «Щелкунчик»

Провести с детьми музыкальную игру «Веселый оркестр»

12

экскурсия

Знакомство с симфоническим оркестром

Д/и «Собери оркестр», «Дирижер»

Выступление детей ДМШ (струнные, клавишные)

Март

13

экскурсия

Оркестр русских народных инструментов.

Д/и «Работа и забава»

Игра на русских народных инструментах. РНП «Калинка»

Семейный праздник для старших дошкольников и их родителей

«Веселые ложкари»

Организация и проведение праздника, участие педагогов в театрализованных постановках

Конкурс на лучшую книжку – малышку «Мой музыкальный инструмент»

14 экскурсия

Знакомство с русскими народными инструментами.

Д/и «Угадай-ка» (диск «Голоса музыкальных инструментов».

Разучивание русского народного танца с ложками «Коробейники»

Апрель

15

экскурсия

Знакомство с инструментами Алтая.

Д/и «Угадай, на чем играю», «Вспомни название инструмента»

Игра на алтайских народных инструментах «Ойойым», CD «Алтайские напевы»

Папка – передвижка «Шумный концерт с Тигрулей»

Рассматривание иллюстраций природы Алтая

-

16

экскурсия

Упражнение на дыхание «Ветерок», Д/и «А+Б»

Мультимедийное представление «Алтай – жемчужина России.

Май

17

экскурсия

Знакомство с инструментами народов мира.

Д/и «Лото», «Карнавал».

Разучивание песни «Кастаньетки»,

Разучивание танца с музыкальными инструментами (румба, маракасы, кастаньеты)

Семейная викторина

«Мы музей наш посещали, очень много узнали»

18

экскурсия

Благотворительный концерт «Инструментальный калейдоскоп»

детского оркестра «Капельки».

Познавательно-развивающие экскурсии

Экскурсия 1. «Путешествие по музею. Звуки окружающего мира: музыкальные и немузыкальные».

Цель: познакомить со звуками окружающего мира; дать детям понятие о звуках музыкальных и немузыкальных, учить их различать.

Ход экскурсии.

Педагог приветствует детей сначала речитативом, а потом пропевая: «Здравствуйте, ребята!» (восходящее и нисходящее трезвучие). Вы сегодня попали в сказку, где живут музыкальные инструменты. Иногда они молчат, иногда разговаривают, а иногда и даже спорят между собой.

Проводится игра «Кто что услышал». Педагог предлагает детям послушать звуки окружающего мира. Можно использовать аудиокассету с записью звуков природы или города. По окончании игры дети при помощи педагога делают вывод – «нас окружают различные звуки».

Далее педагог читает стихотворение «Звук», сопровождая речь звучанием различных музыкальных и шумовых инструментов: свистульки, металлофона, ложек, барабана, тамбурина, маракасов и др. Инструменты можно предложить заранее взять детям и озвучить стихотворение, педагог выступает в роли дирижера.

Звук.

Звук это то, что мы слышим с тобой.

Он может быть звонкий (колокольчик) или глухой (ложки),

Тихий (p на колокольцах) и громкий (f на барабане),

Свистящий (свистулька), шипящий (маракас),

Нежный (металлофон) и резкий (глиссандо по гвоздям),

Поющий (фортепиано), шуршащий (бумага),

Задорный (тамбурин), напевный (голос), но не кричащий.

После этого педагог поясняет, что мир звуков делится на 2 группы: звуки шумовые и звуки музыкальные. Он просит детей воспроизвести любые звуки и определить, к какой группе они относятся (используются инструменты, которые уже находятся в руках у детей).

Затем педагог исполняет «Песенку о звуках» (музыкальное сопровождение педагог выбирает сам), воспроизводя шумовые и музыкальные звуки. Дети помогают педагогу – подпевают, активно повторяют движения и мелодию во время проигрышей.

Песенка о звуках.

Звуки – разные такие:

Есть на свете шумовые.

Вот послушай, как они звучат,

Оглушая всех ребят.

Проигрыш. Сопровождая хлопками, притопыванием, щелканьем пальцами

Звуки музыкальные – другие:

Нежные, поющие, живые.

Мы сейчас споем вам звуки эти –

Нет чудесней звуков тех на свете!

Проигрыш. Исполняется мелодия с гласными звуками на примере вокализа.

Звуки музыкальные – назовем вокальные.

Ими можно все изобразить:

Дождь, грозу, собак рычанье,

Цокот, хрюканье, мычанье,

Только очень надо полюбить ко-неч-но петь!

Весело и дружно,

Но при этом вам запомнить нужно:

Чтобы хорошо, красиво петь

Надо очень многое уметь.

Затем проводится дидактические игры «Найди похожий звук», «Шумовые коробочки». В конце занятия педагог предлагает прослушать звуки, окружающие детей дома, и попытаться их изобразить.

Экскурсия 2. «История возникновения ударных, струнных и духовых инструментов».

Цель: познакомить с историей возникновения ударных, струнных и духовых инструментов; помочь осознать пути возникновения ударного инструмента через самодельное его изготовление.

Ход экскурсии.

Мы снова с вами оказались в царстве музыкальных инструментов. А как вы думаете, откуда появились музыкальные инструменты? (ответы детей). Еще в древности люди натягивали высушенные шкуры животных на всякие пустые предметы: продырявленные колоды, скорлупы крупных плодов, глиняные горшки. Звук извлекался тоже всяческим образом: ударами пальцев, ладоней палок, бронзовых пестиков. Под звуки барабанов устраивали ритуальные пляски, заклинали духов, молились богам, ликовали на праздниках и скорбели на похоронах. В Африке хитроумно пользовались барабанами как телеграфом, передавая от одного племени к другому на большие расстояния важны сообщения. С барабаном ходили в сражения и чеканили шаг на марше (см. «Иллюстрации к беседам» №1).

А вот еще несколько историй. Воины Древнего Рима играли в походах на медных и бронзовых рогах. Рыцарский рог назывался олифан. Он делался из слоновой кости и богато украшался резьбой. Лесной рог – по-немецки «вальдхорн», от этого слова и произошло название инструмента – валторна (показывается инструмент).

Какой-то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука. Натянул на дугу лука несколько жил и получился многострунный щипковый инструмент (показать инструмент арфу). Но от щипка звук быстро угасал. Кому из первобытных гениев пришло в голову взять в руки два лука сразу и потереть тетиву об тетиву? Кто он, великий изобретатель смычкового струнного инструмента?! От трения звук стал тянуться, как человеческий голос. Инструмент запел!

И еще чисто охотничья идея: хорошо звучит натянутая крепкая жила животного, а трет лучше длинный волос животного – из конского хвоста или конской гривы. А если этот волос сухой смолой натереть, ему просто цены нет (показать инструмент скрипку).

Проводится игра «Музыкальные лоскутки»

Сегодня мы попробуем с вами перенестись в первобытное общество и изготовить ударный инструмент, похожий на барабан (на стаканчик из под сметаны натягивается бумага и завязывается, см. «Поделки из бросового материала»).

Затем исполняется «ритуальный» танец вокруг «костра» (песня гр. «Dr. Alban») с готовыми поделками и там-тамами.

Экскурсия 3. «Деревянные истории» и «Металлические фантазии».

Цель: познакомить детей с деревянными детскими инструментами и приемами игры на них, привлечь их внимание к богатству и разному миру звуков, издаваемых деревянными инструментами; познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и инструментами; развивать фантазию; развивать темброво-ритмический слух; развивать тонкость и чуткость тембрового слуха.

Ход экскурсии.

В начале занятия скажите детям, что сегодня они смогут услышать необычные истории, а рассказывать их будут деревянные звуки, которые живут повсюду. Предложите им найти деревянные предметы вокруг, подойти к ним и постучать, чтобы послушать их голоса (стол, стулья, двери, пианино, оконные рамки и т. д.)

Давайте послушаем стихотворение о деревянном звуке:

Деревянный звук, какой?

Он стучащий и сухой,

Теплый и трескучий,

Тихий и гремучий.

А сейчас послушайте деревянные звуки и попытайтесь угадать, откуда они взялись?

Дети слушают аудиокассету «Окружающие нас звуки» (стук в дверь, рубка леса, а также звучания деревянных инструментов, угадывают их).

Вы уже назвали некоторые деревянные инструменты, которые услышали. А посмотрите сколько деревянных инструментов есть в нашем зале, давайте познакомимся.

Ложки, рубель, коробочки, клавесы, которые вначале были обыкновенными деревянными стиральными вещами: ложками ели, рубель служил стиральной доской, клавесы были палочками, а коробочки – шкатулками.

Педагог представляет каждый инструмент, называя его и показывая приемы игры на нем.

Я думаю, вам очень хочется сейчас что-нибудь исполнить на этих инструментах. Выбирайте и присаживайтесь поудобнее.

Подумайте и скажите, какие, по вашему мнению, выбранные инструменты могут «хохотать», а какие «тарахтеть»?

Педагог выслушивает ответы детей и предлагает им объединиться по группам: «хохотушки» и «тарахтушки».

Проводится ритмодекламация «Игрушки», по мотивам стихотворения В. Степанова.

Есть игрушки – хохотушки, (ложки)

Есть игрушки-тарахтушки (трещетки)

Хохотушки все хохочут (ложки)

Тарахтушки тарахтят (трещетки)

Вместе весело им очень, расставаться не хотят (ложки, коробочки и др.)

Тарахтушки-хохотушки заразили всех! (все)

Отовсюду, отовсюду, отовсюду смех! (все)

Озвучив стихотворение, предложите детям поиграть всем вместе под веселую РНМ «Калинка» (можно использовать оркестровую запись).

Далее педагог подробнее знакомит с инструментом ксилофоном, на котором дети в дальнейшем будут играть в ансамблях и оркестрах.

А сейчас посмотрите на сцену (на сцене расставлена кухонная посуда: ложки, кастрюли, сковородки, металлические баночки и др.). Здесь живут у нас металлические звуки. Это очень шумные «особы», они не любят разговаривать тихо; их яркий, призывной голос с кухни разносится по всей квартире. Если взять две крышки от кастрюль и стукнуть ими друг о друга, слышно будет очень далеко. Но с металлической посудой можно разговаривать вполголоса и даже шепотом. Послушайте стихотворение:

У металла гулкий звук,

Не похож совсем на стук.

Он бывает и трубящий,

И призывный и бренчащий.

Я предлагаю вам поэкспериментировать со всеми имеющимися на занятии предметами. Играть можно разными способами: стучать палочками, ладонью, пальцами, скрести пальцем.

Исполняется в «посудном оркестре» аккомпанемент к стихотворению Д. Хармса «Веселый старичок».

Жил на свете старичок маленького роста,

И смеялся старичок чрезвычайно просто.

1-я группа: Ха-ха-ха (бубенцы)

Да хе-хе-хе, (ладонью по кастрюле)

2-я группа: Хи-хи-хи (самодельные бубенцы из пробок или арфа)

Да бух-бух, (палочкой по крышке)

3-я группа: Бу-бу-бу (двумя крышками друг о друга)

Да бе-бе-бе (треугольник)

4-я группа: Динь-динь-динь (колокольчик)

Да трюх-трюх! (стукнуть по всему, что есть.

Оказывается, металлические звуки из бытовых вещей переселились сначала в самые простые музыкальные инструменты: бубен, тарелки, бубенцы, металлофон, а затем и во многие концертные. Я вам предлагаю самим поиграть, как хотите, на арфе, цимбалах, пластинах металлофона.

На металлофонах мы с вами будем исполнять очень много произведений. Нам нем нужно уметь правильно играть, бережно хранить его.

Давным-давно жил такой музыкант, Карл Орф, который специально придумал для детей такие музыкальные инструменты, чтобы им было удобно и легко играть, а звучали они как у профессиональных музыкантов. Теперь они есть в любом детском саду и играют на них почти все ребятишки. Давайте еще раз повторим названия этих инструментов и найдем в них различия: металлофон и ксилофон.

Дети находят отличия, педагог подводит итог.

Экскурсия 4. «Стеклянное королевство»

Цель: привлечь внимание к особому качеству и красоте стеклянных звуков; дать им качественные определения; побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла; развивать тембровый слух.

Ход экскурсии

Сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете, в каком королевстве мы с вами окажемся:

Живая картина в раме блестит: там облако тает и клен шелестит

Там дождик бормочет, и птица поет, и каждое утро солнце встает.

Вечером светит фонарь. Тишина. А поздней ночью картина темна.

А сейчас закройте глаза и послушайте, какие красивые звуки голосов у жителей Стеклянного королевства (стеклянные звуки, аудиокассета «Звуки окружающего мира»). В нем живут очень изнеженные и капризные персоны: с ними надо быть очень осторожными.

Если стукнуть стаканами друг о друга, то они заговорят, и мы услышим прозрачный голос стекла. Но среди стеклянных звуков есть королевские особы – это звуки хрустальные. Их нежные, переливающие голоса так красивы, что их хочется долго слушать.

А сейчас мы все вместе озвучим стихотворение «Хрустальный колокольчик», В. Данько.

Дети играют палочкой по хрустальным колокольчикам различной толщины и высоты.

Хрустальный колокольчик – почти не виден он,

Но слышен отовсюду его хрустальный звон:

«Динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон».

Хрустальный колокольчик прозрачен как роса.

А звон его веселый, как птичьи голоса.

«Динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон».

Хрустальный колокольчик, хрустальный голосок,

Звенит он, точно в поле под ветром колосок.

«Динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон».

И осенью и летом, и в снежном серебре

Хрустальный колокольчик звенит нам о добре.

«Динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон».

Разучивается аккомпанемент «Вальса-шутки» Д. Шостаковича.

Слова «динь-дон» в этом случае опустить: после каждого четверостишия играйте вальс по 8 тактов, во время звучания которых ребенок играет на одном из фужеров. Дойдя до 29-35 тактов, расскажите детям про 4 легких порыва ветерка и предложите сыграть их глиссандо на металлофоне. Конец все могут импровизировать на месте.

Сегодня мы познакомимся с вами с музыкальным инструментом, звук которого очень похож на стеклянный. Этот оркестровый музыкальный инструмент называется – челеста (показать иллюстрацию).

Звучит «Танец феи Драже» П. Чайковского, а при повторном прослушивании предложите детям тихонько аккомпанировать на треугольнике, валдайских колокольчиках, хрустальных фужерах.

Это коллективное исполнение будет прощанием со Стеклянным королевством, которое вы покидаете под такую волшебную музыку.

Экскурсия 5-6. «Знакомство со струнной группой инструментов».

Цель: знакомить детей со струнной группой инструментов (щипковой и смычковой), приемами звукоизвлечения при игре на них, развивать тембровое чувство.

Ход экскурсии

5. Струнные щипковые. К струне можно прикоснуться по-разному, и звук получится разный. Вот из-за разного способа прикосновения, т. е. разного способа игры, струнные инструменты разделились еще на две группы. В первую группу - те, на которых играют щипком, и называют такие инструменты струнно-щипковыми. Их очень много и живут они в разных странах. Это русские балалайки, домры, гусли, итальянская мандолина, казахская домбра, бурятские иочин и ятаг, старинная лютня и молодой американский инструмент банджо. Все эти инструменты созданы народными умельцами и играли на них талантливые музыканты из народа ( РНП «Светит месяц» (балалайка); Н. А.Римский – Корсаков Песня Садко из оперы «Садко»; Франческо да Милано – «Канцона» (лютня)).

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4
Музыка в нашей жизни
когда поет душа
Музей
это живая память

Проекты по теме списка:



Просмотров: 3742 | Добавил: lacted | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz