Музеи, посвященные природе, традиционно любимы детьми и взрослыми. Однако в последнее время в детских садах стали чаще создаваться мини-музеи и коллекции, посвященные определенной узкой теме или одному предмету, позволяющие дошкольникам рассмотреть объект со всех сторон, получить о нем полное представление. Мини-музеи создаются с учетом содержания образовательной программы детского сада и помогают реализовывать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Этот процесс предполагает тесное сотрудничество всех сотрудников, детей разного возраста и семей. Структура подобных музеев и коллекций строится примерно по одной схеме: дети знакомятся с историей возникновения объекта, рассматривают его разновидности, узнают о его уникальных характеристиках. Такие музеи и коллекции могут быть посвящены самому обычному бытовому предмету – утюгу, часам, кукле, замку, ботинку, почтовом ящику, зонту и т.д., ведь любая вещь несет в себе разнообразную информацию. При организации мини-музеев необходимо учитывать психофизические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка. Мини-музеи в детских садах часто играют роль помещения для психологической разгрузки детей и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми. В детских садах города Пензы есть мини-музеи народного быта, значков, парусников, космоса.
Совместно с детьми и родителями составляются коллекции монет, фантиков, магнитов, календарей, открыток. С помощью данных коллекций дети знакомятся с миром живой и неживой природы, народно-прикладным искусством, развивается интерес и познавательная активность детей. Главное в коллекционировании не только в собирании большого количества объектов или отыскивании редких экземпляров, а их систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» предметов. Экспонаты коллекций и мини-музеев используются как наглядный материал на занятиях, в беседах, совместной и индивидуальной деятельности детей. Экспонаты профессиональных мини-музеев рассказывают детям об истории возникновения профессии, о ее особенностях в разных странах. Здесь обычно представлены коллекции профессионального оборудования – от старинного до современного. Например, в музее спорта дошкольники знакомятся с мировыми и российскими спортивными традициями, Олимпийскими чемпионами, звездами Пензенского спорта, спортивными достижениями выпускников детского сада. Экспонаты музея народного быта наглядно демонстрируют особенности организации быта, народного костюма, декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества и ремесел. Мини-музей в детском саду - это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей. Главное в таком музее – не ценность экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка.
Фотоотчёт
Музей спорта - детский сад № 148
Коллекция часов - детский сад № 36
Музей народного быта - детский сад № 59
Макет крепости города Пензы - музей Пензенского края в детском саду № 59
Музей народного быта - детский сад № 2
Народный костюм - музей народного быта в детском саду № 59
Коллекция глиняной игрушки - детский сад № 93
Коллекция бижутерии из камней - детский сад № 2