«Город наш, рожденный из станицы,
Город наш – казачий край родной.
Как же нам тобою не гордиться?
Ты и мы живём одной судьбой!»
Н.Канаков.
В условиях роста национального самосознания, современная педагогическая наука все чаще обращается к историческим памятникам и культурным традициям. Воспитывать ребенка на основе региональной культуры – значит приобщать его к общечеловеческой культуре, так как она является собранием национальных достижений.
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к взрослым, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
По своему историческому значению, Ставрополье является уникальным регионом. Кто побывал на Ставрополье, тот согласится, что наша земля прекрасна, с её утренними рассветами, зелеными полями и долинами, цветущими деревьями в садах и лесах, пестрыми лугами и горными лесными массивами.
Детский сад № 24 «Радуга» одно из многих дошкольных учреждений, который находится в центре «бывшей» казачьей станицы Невинномысской, ныне города Невинномысска. Но, несмотря на статус «бывшей», до сих пор в нашем городе помнят и чтят казачью этнонациональную культуру.
Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей, потому как воспитание детей было одним из главных задач для казаков. Им прививали любовь к родной земле, ответственное отношение к порученному делу – к защите рубежей своей Отчизны.
В нашем детском саду в воспитательно-образовательный процесс по нравственно-патриотическому воспитанию детей включена работа по ознакомлению с обычаями и традициями, культурой казачества и учитывает рекомендации учебно-методических пособий Р.М.Литвиновой «Казаки на Ставрополье», Р.М.Литвиновой, А.Т.Пащенко «Региональная культура: художники, писатели, композиторы».
Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи патриотического воспитания:
- знакомить детей с историей казачества, его культурой, традициями и обычаями;
– формировать любовь к родному городу, краю, интерес к прошлому и настоящему;
– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, краю;
– воспитывать чувство гордости за своих земляков;
– воспитывать бережное отношение к городу, краю.
Формы работы с детьми:
- беседы о обычаях, традициях, быте станичного казачества;
- рассматривание картинок, фотографий с изображением костюмов, поселений, убранства казчьих хат и многое другое;
- проведение встреч с атаманом, казаками казачьего округа;
- чтение сказок: «Казак и судьбина», «Лихо одноглазое», «Волк и собака», «Просковья краса – длинная коса»;
- чтение рассказов: «Как казаки наказывались за проступок», «Как казаки несли службу», «Обязанности казачки»;
– организация мини-музея «Русская хата»;
– проектная деятельность на тему: «Мир казачьего дома»; «История возникновения казачьего костюма»;
– разучивание с детьми казачьих игр;
– казачьи посиделки, викторины, развлечения и т.д.
Как, каким образом привить дошкольникам любовь к родному краю, своей малой родине? Этот вопрос я ставила перед собой не один раз и считаю, что работа по направлению духовно-нравственного воспитания детей должна проходить целенаправленно и углубленно.
Скоро год, как мы с детьми на занятиях кружковой работы «Кубанские казачата» знакомимся с историей и культурой казачества Ставропольского края. Прошло не так уж много времени, и мои дети уже с интересом занимаются этой деятельностью.
На прибаутках, потешках, песенках растет каждый казачонок ещё в колыбели. Поэтому, работая в тесном контакте с музыкальным руководителем, проводим праздники «Посвящение в казачата», «Любимый город», развлечение «Казачьи посиделки», «Русская хата». Вместе с этим дети знакомятся с местным диалектом, песнями, играми.
Неотъемлемой частью ознакомления детей с казачьим народным фольклором стало ознакомление и разучивание с ними казачьих народных игр: «Карусель», «Каша», «Жучок-паучок», «Гори-гори ясно», «Хоровод», «Салки», «Всадники», «Пятнашки», «Ловишка в кругу» и др., которые влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.
Наш край славится богатым урожаем хлеба. В совместной с детьми деятельности знакомим детей с трудом хлеборобов. Рассматриваем картины, читаем детскую художественную литературу, проводим викторины по знанию пословиц и поговорок о хлебе.
Славилось наше Ставрополье богатыми ярмарками. На осеннем празднике включаем элементы ярмарки, где знакомим детей с дарами нашего родного края. На празднике дети наряжаются в костюмы «казачат», поют задорные частушки, «заклички», русские народные песни, водят хороводы.
Через архитектуру, как предмет познания народной культуры и как часть народного искусства, наши дети получили представления о казачьей хате (курене), сравнивая её с домом, в котором живут, станице, культовых сооружениях (церквях, соборах), их внешнем виде, внутреннем устройстве, украшениях, костюмах и домашнем убранстве.
Мои воспитанники совместно с родителями готовят и представляют проекты на тему: «Мир казачьего дома»; «« История возникновения казачьего костюма».
С целью особенно сильного воздействия на эмоциональную сферу личности ребенка, в группе организован мини-музей, где размещены экспонаты-предметы быта казачьего дома (сундук, прялка, коромысло, чугунок, рушники, лавка, альбом со старыми фотографиями, куклы в народных костюмах и т.д.), который собран буквально по крупицам из бабушкиных сундуков, родителями и сотрудниками детского сада. Каждая вещь хранит свою историю. Эта зона детской активности используется в сюжетно-ролевых играх.
Наш мини-музей посещают дети и других групп детского сада, они с большим интересом рассматривают экспонаты. Юные казачата самостоятельно рассказывают о предметах казачьего быта всё что знают. Приглашают так же своих родителей послушать о том, что узнали сами совсем недавно.
Всё это способствует расширению и углублению знаний у детей о культуре и истории русского народа, воспитанию уважения к традициям казачества.
И как результат-мои дошколята имеют начальные знания о традициях, обычаях кубанского народа и казачества. Они любят свой город, свой край, свою малую Родину, где родились и живут.
Родители моих воспитанников поддерживают и продолжают социокультурное развитие детей в семье. На вечерних казачьих посиделках, участвуют как дети, так и их родители. Детям интересно узнать свои корни, рассмотреть фотографии, послушать истории о жизни и подвигах своих предков.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
Таким образом, целенаправленное формирование эмоционально-положительного отношения к этнокультурному населению региона у детей дошкольного возраста способствует их воспитанию и развитию на идеях народной педагогики, помогает детям войти в мир народной культуры, сделать её своим достоянием.
Удивительный мир казачьей культуры сопровождает ребенка с первых дней его появления в детском саду и поможет ему осознать себя личностью, почувствовать духовную связь со своими предками – казаками.
Таким образом, целенаправленное формирование эмоционально-положительного отношения к этнокультурному населению региона у детей дошкольного возраста способствует их воспитанию и развитию на идеях народной педагогики, помогает детям войти в мир народной культуры, сделать её своим достоянием.
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема: «Традиции и быт кубанского казачества»
Цель и задачи:
Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Словарная работа:
Макитра, станица, лучина, баня, колыбель, хата, рушник, самовар, колодец, коромысло, чугун, погреб, околица.
Предварительная работа:
Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассматривание старых фотографий
Материалы:
Аудио запись Кубанского Казачьего хора, старинные фотографии, макет печи, кубанского подворья, куклы в национальной одежде – казака и казачки.
Ход :
Под фонограмму аудио записи «Распрягайте, хлопцы, кони…» дети заходят в группу, садятся.
Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
Воспитатель: Правильно, эту песню поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
- Скажите, пожалуйста, где жили и живут казаки?
Дети: На Кубани, Доне, Тереке, Волге.
Воспитатель: Правильно. Казаки поселившиеся на Кубани так и называются Кубанские казаки.
- Среди просторов нашей большой страны есть край, твой родной дом, где ты живешь, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань.
И сегодня мы постараемся себе представить, как в былые времена жили на Ставропольской земле казаки.
Мы попадаем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья (изображение на картине, фото, макет подворья).
- А что такое хата? (ответы детей)
- В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (фото казака).
Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?
Дети: С уважением относиться к старшим.
Уважать мать, сестру, жену.
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.
Защищать от врагов свою Родину.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность.
- Как на Кубани обращались к отцу и матери?
Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет.
- Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о казаках?
Дети: Казак родился – Отчизне пригодился.
Терпи, казак, – атаманом будешь.
Казачье братство – милее богатства.
Казак в беде не плачет.
Казаку честь – родину беречь.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.
- А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки)
- Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)
- Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке).
- В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.
(Воспитатель показывает детям кукол в национальных костюмах казака и казачку)
- А вот и гости к нам пришли, казак с казачкой (дети рассматривают кукол).
- «Проходите, гости дорогие!»
- Красному гостю – красное место!
- Гость на порог – хозяину радость!
- Ребята, они хотят нам поведать о жизни казачьей, что когда после трудового дня, военных походов казаки всей станицей собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. Бабы вязали, девки играли, вышивали, а мужики решали свои дела.
С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, играть в казачьи игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем.
Проводится игра «Иголка, нитка и узелок»
О единстве идеи, пути ее осуществления.
Ход игры
Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жары не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Все, что в печи, – на стол мечи».
Печь нам – мать родная,
Хлебом не корми, только с печи не гони.
- Зимой в мороз даже кур под печкой держали.
А сейчас, наши гости хотят послушать, как вы отгадываете интересные и познавательные загадки…
- Как называлось казачье поселение? (Станица.)
- Где раньше казаки мылись? (Печь, баня, река.)
- Где спали младенцы? (Колыбель.)
- С помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (Рушник.)
- Из чего поили чаем гостей? (Самовар.)
- Воду приносили из чего? (из колодца.)
- В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (Чугун)
- С помощью чего казачки носили ведрами воду из колодца? (Коромысло.)
- Молодцы, вы хорошо запомнили, как жили казаки.
- Ребята, а что это из нашей печи дым валит? Все понятно, это наши гости приготовили нам сюрприз (воспитатель достает из печи чугун с кашей).
- Ну что, накрывайте на стол и приглашайте гостей, будем кашу пробовать.
Дети: Милости просим гости дорогие!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо представили то, что когда-то, давным-давно, когда вас еще не было на свете о том, как жили наши предки. Теперь я знаю, что они бы гордились вами.
Наше занятие подошло к концу.
МБДОУ № 24 «Радуга» г. Невинномысска
Воспитатель: Ничволодова Лариса Ивановна
Comments are closed.