Мини-музей в детском саду, родился с малого уголка, затем выставки, посвященной декоративно – прикладному искусству в быту.
Мини-музей помогает педагогам успешно решать ряд задач:
-
приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
-
способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
-
выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;
-
приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозициями художественных музеев;
-
формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства;
-
развивать эстетическое восприятие, художественный вкус; повышать культурный уровень педагогов и родителей.
Идея создания мини-музея возникла по нескольким причинам: наш детский сад находится далеко от центра города, поэтому организовывать экскурсии в музеи, картинные галереи очень сложно. Да и выставки не везде рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста.
Музейные экспонаты собраны по разным принципам, например, такие как:
Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.
Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.
Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).
Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании.
Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны, «Народная игрушка» – глиняные игрушки (дымка, филимоново, каргополь), льняные, деревянные (матрёшки, богородские), фарфоровые; «Декоративно-прикладное искусство» – посуда, игрушки и разнообразные предметы представляющею хохлому, городец, гжель, жостово, писанки.
Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
Принцип безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.
Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок. Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.