Мини-музей как средство познавательного развития ребенка-дошкольника
Едовина Ирина Владимировна
воспитатель
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
№24 «Улыбка»
г. Новодвинск
Слово «музей», происходит от греческого и латинского слова - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Педагогические функции музеев:
образовательная;
развивающая;
просветительская;
воспитательная
Принципы:
наглядность;
доступность;
динамичность;
содержательность;
обязательное сочетание предметного мира музея с общеобразовательной программой;
последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями;
гуманизм;
поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;
активность детей в усвоении музейного наследия;
подвижность структуры занятий-экскурсий.
Включение практической части в ходе знакомства с экспозицией:
разнообразные игры музейного содержания;
составление музейных альбомов;
выполнение домашних заданий;
мастер-классы по изготовлению цветов.
Мини-музеи детского сада В нашем саду уже существовали мини – музеи в других группах.
Первый этап, подготовительный:«Планирование мини - музея»
знакомство с принципами функционирования мини-музеев;
разработка тематического планирования мини-музеев и музейных экспозиций в ДОУ в соответствии с тематикой занятий общеобразовательной программы «Детство»;
анкетирование родителей воспитанников.
Алгоритм создания мини – музея:
выбор темы мини-музея;
определение места размещения мини-музея;
планирование экспозиций;
выбор дизайна оформления мини-музея;
подбор экспонатов;
оформление паспорта мини-музе;
разработка форм работы с экспозициями мини-музеев;
разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей;
разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея;
планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.
Второй этап, практический:«Создание мини - музея»Подбор экспонатов:
для формирования представлений о цветах, их систематизации;
установления взаимосвязей;
овладения действиями различного характера
Организация выставок:
«Цветы своими руками»;
«Растения у нас дома»;
«Цветочное царство на даче»;
«Растения лета».
Третий этап – презентационный:«Представление мини - музеев»Формы работы с экспозициями мини – музея:
занятия-экскурсии;
занятия с элементами игры и творческими заданиями;
картотека занятий познавательного цикла;
экскурсии по мини-музею;
конспекты развлечений и праздников с использованием экспозиций мини-музея.
Четвертый этап, активный:«Функционирование мини - музея»Получение знаний:
ознакомление со строением цветка, благоприятными условиями для его роста;
получение познавательной информации о луговых, садовых, комнатных, водных, лекарственных растениях нашего края;
разучивание стихов, загадок, пословиц о цветах;
ознакомление с различными способами изготовления цветов;
получение информации по уходу за цветами и применение ее на практике;
формирование бережного отношения к растениям;
развитие речи.
Использование мини-музея в изодеятельности, индивидуальной, игровой и экспериментальной деятельности:
Мини-музей стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашей группы. В дальнейшем мы планируем пополнять музей экспонатами, привлекать детей в качестве экскурсоводов, продолжать сотрудничать с родителями.
Материал подготовила:методист КДО Донченко Е.А.