Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды… Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности.
У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью – чтением и письмом.
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.
Поэтому, необходима целенаправленная работа по всем этим направлениям, в частности большое внимание следует уделить именно развитию речевого слуха, поскольку – это основа правильного произношения звуков.
Игра: «Назови звук»
Взрослый: Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А ты должен назвать этот звук. Например, «матрррёшка», а ты должен сказать «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т». Для выделения используются твердые или мягкие звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый сам называет звук, а ребенок повторяет.
Игра: «Назови первый (последний) звук слова»
Взрослый бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя первый (последний) звук, ребенок перебрасывает мяч взрослому и называет первый (последний) звук слова. (Например: мак, комар)
Игра: «Назови братца»
Взрослый: Ты знаешь, что у звуков есть братцы: у большого братца – звука «р» — маленький братец – звук «рь», у большого братца – звука «б» — маленький братец – звук «бь» и др. Я буду бросать мяч и называть большого братца, а ты называть маленького братца и возвращать мяч мне.
В случае затруднения взрослый сам называет маленького братца, а ребенку дает новое задание.
Игра: «Назови товарища»
Взрослый: Я буду называть звук, который произносится с голосом, звонко, а ты будешь называть его товарища, который произносится без голоса, не звонко («б» — «п», «в» — «ф», «г» — «к», «д» — «т», «з» — «с», «ж» — «ш»).
Игра: «Четвертый лишний»
арбуз, Айболит, аист, мишка белка, заяц, бочка, бант
рак, рыба, лиса, робот солнце, петух, слон, собака
Игра: «Какой звук заблудился?»
Взрослый предлагает детям отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку – сказать правильно.
Вот колючий, серый еШик …
На крылечке сидит коЖечка …
На травинку села красивая стрекоСа …
Мама намазала хлеб маЗлом …
Закричал охотник: «Ой!» Тает снег, течет ручей
Двери гонятся за мной. На ветвях полно врачей.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Игра: «Кто придумает конец, тот и будет молодец»
Взрослый читает стихотворение, а ребенок добавляет последнее слово в каждое предложение.
Я хотел устроить бал Я ждал, пока хватило сил,
И гостей к себе …(позвал). Потом кусочек … (откусил).
Я взял муку и взял творог, Потом придвинул стул и сел,
Испек рассыпчатый …(пирог). И весь пирог в минуту …(съел).
Пирог, ножи и вилки тут, Когда же гости подошли,
Но что-то гости не … (идут). То даже крошек не … (нашли).
В речевом развитии большим плюсом всегда является помощь родителей, так как вы пользуетесь особым авторитетом и эмоционально гораздо ближе ребенку.
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!